Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

О Сергее Геннадьевиче Нечаеве


Сергей Нечаев

Эх... Или даже так: ох-ох-охохонюшки... :( До чего же не люблю я таких споров, ну да что поделаешь. Как не вступиться за человека, который сам уже не может за себя постоять, причём по уважительной причине: умер, а точнее, погиб, и даже не просто погиб, а погиб как настоящий герой в царской тюрьме едва ли не полтораста лет тому назад?
Тут уважаемый тов. remi_meisner поместил пост о Сергее Геннадьевиче Нечаеве. Где всячески его обличает. Но знаете, что больше всего поражает в этом посте? А вот что: тов. Реми хорошо известен, как применитель марксизма и классового подхода в целях пропаганды и агитации. Так вот, в характеристике Нечаева он вдруг начисто забыл и про то, и про другое, и вдруг стал характеризовать Сергея Геннадьевича как чисто внеклассовое явление, этакого сферического коня в идеальном вакууме, с сугубо "этической" точки зрения. И забыл даже отличную цитату Ленина, которую и сам вроде бы приводил как-то, а именно (выделение моё):
"Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов".
И вот если с недосягаемой заоблачной высоты этических Монбланов и Эверестов мы спустимся на грешную землю, то первый вопрос, который мы обязаны поставить, будет следующим: а собственно, революционером какого класса был Сергей Геннадьевич? И тут выяснится неожиданная вещь: что не был Сергей Нечаев пролетарским революционером. Это был революционер крестьянский, именно на крестьянскую революцию в России он уповал и строил на неё все свои расчёты.

Теперь вопрос: а есть ли различие между крестьянскими и пролетарскими революционными вожаками? Есть, и ещё какое! Это различие сохранялось даже и после 1917 года, когда крестьяне и рабочие какое-то время шли рука об руку, совершая революцию, воюя в Красной Армии и т.д. На него, между прочим, указывал такой тонкий и проницательный наблюдатель, как Дмитрий Фурманов в своей книге о Чапаеве:
"Чапаева Фёдор слушал впервые. От таких ораторов-демагогов он давно уж отвык. В рабочей аудитории Чапаев был бы вовсе негоден и слаб, над его приёмами там, пожалуй, немало бы посмеялись. Но здесь — здесь иное. Даже наоборот: речь его имела здесь огромный успех!".


Сергей Нечаев

Смотрите: те самые приёмы, которые обеспечивали Чапаеву колоссальный успех и триумф в красноармейской, то есть крестьянской по преимуществу аудитории, бахвальство, например, и любование собой, обернулись бы против него в аудитории рабочей. И наоборот... Почему? Потому что классы, имеющиеся в обществе, неодинаковы. :) Способ их существования, производственного бытия, отличается, а значит, отличается и способ мышления. О, Марксе, неужели такие очевидные вещи теперь надо разжёвывать в дискуссиях с марксистами?
Мышление крестьянина насквозь мифологично. Рабочий, да и горожанин вообще, готов принять научный способ мышления, для него "правда" — это последнее слово науки. А крестьянин стать на строго научную почву ещё не готов, "правда" для него — это не точно взвешенная и отмеренная под микроскопом научная истина, а истина, облечённая в одеяние мифологии, былины, эпоса, даже отчасти и сказки.
Ну, давайте бросим заодно булыжник в других крестьянских революционеров. Например, в самого известного в истории России крестьянского бунтовщика — Емельяна Ивановича Пугачёва. Ведь он же, такой-рассякой, "обманывал соратников"!!! А это главное, в чём тов. Реми обвиняет Нечаева (""Нечаевщина" — это про обман соратников"). В чём Пугачёв обманывал? Да уж известно, в чём — царём себя величал, выдавал свою персону за государя-"ампиратора" Петра Фёдоровича! Да если разобраться, едва ли не каждая известная фраза Емельяна Ивановича пропитана этим самым... обманом, сиречь нечаевством проклятым! Вот ему старый казак говорит: "Берегись, государь, не ровен час, убьют из пушки". На что Пугачёв ему снисходительно и насмешливо бросает в ответ: "Старый ты человек, разве пушки льются на царей?". Ведь врёт, собака, врёт, и как заливает, самозванец проклятый! Уж мы-то знаем, вооружённые баллистикой и марксовым научным подходом, что если бы кто выпалил в "государя Петра Фёдоровича" из пушки, мокрое место бы от самозванца осталось, да и только! И даже в момент ареста проклятый Емелька продолжал морочить голову своим соратникам.
— Кто ты таков?
— Емельян Иванович Пугачёв.
— Как же смел ты, вор, называться государем?
— Я не ворон, — играя словами, ответствовал Емельян Иванович, — я воронёнок, а ворон-то ещё летает.
Что произвело на толпу неизгладимое впечатление, а вопрошавшего привело в неописуемую ярость, так что он стал выдирать у арестованного бороду. И ведь опять врал головорез: уж мы-то знаем, что ворона в этот момент взяли за крыло, а он знай своё, мистифицирует народ! Врун проклятый!
Но давайте задумаемся на минутку: а что, окружавшие Пугачёва (чуть было не написал "Чапаева") люди были совсем дураками? Они не видели, что перед ними никакой не император, не аристократ, а простой русский мужик с бородой? Видели, конечно. Но эта игра в слова, когда мужик именовал себя царём, а они делали вид, что этому верят, им нравилась, соответствовала их мышлению, как сказали бы теперь, менталитету, и они её добровольно и вполне сознательно принимали и поддерживали. А скажи он им напрямик — "никакой я не царь, а такой же простой казак, как и вы, Емельян Пугачёв Иванов сын, айда дворян бить, с царицей за трон воевать", — они бы, пожалуй, отказались!

Теперь вернёмся к Сергею Геннадьевичу. Возьмём его переписку с народовольцами из тюрьмы. В чём он их страстно убеждал, что упорно доказывал? А вот что: что нельзя с крестьянством разговаривать, как со студентами типа тургеневского нигилиста Базарова или с "сознательными рабочими". Не подходит им такой тон разговора.

Вот что писал об этом "Вестник Народной Воли": "Нечаев был в большой радости, узнавши о существовании организации Исполнительного Комитета... Но в деятельности И. К. он находил очень много ошибок. Ошибки эти все сводились, по его мнению, к чрезмерной "добросовестности" лиц, заправляющих делами партии. "Не принимайте этого за комплимент, — писал Нечаев, — не забудьте, что из-за этой буржуазной добросовестности задерживается успешная организация, а стало быть, даётся время окрепнуть врагам народа. Из-за этой добросовестности затрудняется борьба...".
Нечаев возмущался, что Комитет "Народной воли" "не умеет показывать товар лицом, не умеет ослепить и врагов и друзей блеском своей силы. Имея в руках такие победы, какие уже были у Комитета, ловкие люди на месте его могли бы раздуть себя во всероссийскую силу и давно заставить врага капитулировать без боя. А Комитет не только не умеет "раскричать" себя, но не умеет даже хоть молчать".
"Возможно ли, например, — негодовал Нечаев, — печатать отчёты о пожертвованиях, сумма которых в одном номере составляет всего каких-нибудь 5-8 тысяч рублей?.. Есть ли смысл печатать такие отчёты? Да их нужно увеличивать уж по крайней мере двумя нулями. Или какой смысл обращаться к обществу и народу с воззванием о поддержке, даже указывая, что в противном случае организация может быть разбита? Комитет не должен допускать и мысли об этом; он должен только возбуждать общество или народ и обещать им свою поддержку, а не просить её у них".
Нечаев предложил выпустить для местностей, где сильна вера в царя, манифест, в котором царь будто бы объявляет своим верноподданным: "По совету любезнейшей супруги нашей государыни императрицы, а также по совету князей, графов и т. д. и по просьбе всего дворянского сословия, мы признали за благо..." — и затем перечислялись высочайшие повеления, а именно: возвратить всех крестьян помещикам, увеличить срок солдатской службы, разорить все старообрядческие молельни и т.п.
Одновременно Нечаев предлагал разослать священникам подложный "Секретный указ" Святейшего синода, где было бы сказано: "Всемогущему Богу угодно было послать России тяжёлое испытание: новый император Александр III заболел недугом умопомешательства и впал в неразумие...".
Священникам предписывалось "тайно воссылать с алтаря молитвы о даровании ему исцеления, никому не открывая сей важной государственной тайны". Самое забавное, конечно, — на чём строился весь расчёт Нечаева: что священники сразу же разболтают доверенный им "государственный секрет"...

Да, конечно, можно сказать, что это всё было бы враньё, неправда, обман, ах, как возмутительно! Но проблема в том, что только так и можно было в те годы раскачать крестьянство, ещё опутанное с ног до головы царистскими предрассудками, на бунт. Иного пути в тот момент просто не было. Или надо было сказать: обождите 40 лет! А во времена Пугачёва: обождите все 150 лет!
Здесь была и сила Нечаева, и его ахиллесова пята. Он не понимал, что со студентами приёмы, которые на-ура проходили в крестьянской аудитории, в которых крестьяне даже нуждались, как в воздухе, в "образованной" среде не прокатывали. Помните Фурманова? "В рабочей аудитории Чапаев был бы вовсе негоден и слаб, над его приёмами там, пожалуй, немало бы посмеялись". Если заменить Чапаева на Нечаева, то не только немало посмеялись, но и возмутились бы: что же он нас, за детей малых держит? Сказки нам рассказывает, бахвалится, голову морочит?! Мы взрослые сознательные люди, и надо с нами по-взрослому, по-честному, всю правду рубить, без утайки, выкладывать до донышка, а не щадить нас и утешительные байки травить.

Конечно, мне могут возразить: а кто, собственно, сказал, что Нечаев был именно крестьянский вожак? Каких-таких крестьян он сагитировал, повёл за собой? Где доказательства его востребованности и уместности среди крестьян? И на этот вопрос можно ответить, только, наверное, уже в следующем посте.
Tags: История, Нечаев, Реставрация, Россия, левые, личности, революционеры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 10
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 111 comments

Recent Posts from This Journal