
„Улучшенная“ версия сказки Пушкина и дореволюционное издание, тоже с цензурными исправлениями в сказке
6 июня, как известно, день рождения „нашего всего“, то есть Пушкина. А это — выпущенная несколько лет назад „улучшенная“ версия известной пушкинской „Сказки о попе и работнике его Балде“. Хотя всё новое — это хорошо забытое старое. После смерти Пушкина Василий Жуковский, можно сказать, переписал заново его сказку, заменив попа купцом. Он прекрасно понимал, что оригинальный вариант Александра Сергеевича никогда не пройдёт через духовную цензуру. Если даже невинная строчка про „стаю галок на крестах“ в „Евгении Онегине“ вызвала недовольство митрополита Московского Филарета... И долгие десятилетия российские читатели знали только такой, „купеческий“ вариант сказки.
В СССР, разумеется, печатался настоящий, пушкинский текст. И вот — снова-здорово... А в Сыктывкаре в 2005 году как-то едва не сорвалась премьера оперы Дмитрия Шостаковича „Балда“.

Финал сказки, где духовное лицо получает свои щелчки по лбу, скачет до потолка и лишается языка и ума, художники советские изображали по-разному



А так этот момент изобразил сам Пушкин. Как видим, герой сказки у него именно "поп — толоконный лоб", а никакой не "купец Кузьма остолоп"
Пришедший на худсовет секретарь епархии отец Филипп заявил: „Шостакович написал музыку к этой сказке не по своей воле в 30-е годы прошлого века, когда в стране шли гонения на церковь, пострадали тысячи ни в чём не повинных священнослужителей. Да и Пушкин раскаивался, что написал эту сатиру“. Власть имущие засуетились, финансирование постановки было прекращено. Правда, через некоторое время власти опомнились, и сообразили, что отмашки цензурировать наше всё, как в благословенной РКМП, сверху ещё не поступало. И премьера всё-таки состоялась с опозданием на месяц...
Но ведь у Александра Сергеевича ещё много есть такого, от чего у современных „борцов с экстремизмом“ может случиться острый приступ охотничьего инстинкта. Достаточно напомнить, например, известные стихи:
Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.
"...Попробовал бы он это сделать в мечети!" (с)
Вот, кстати, прекрасная иллюстрация к его последнему четверостишию:

Особенно хорош, конечно, портрет Святого Царя на батончике. Приятного аппетита всем булкохрустам! :)
Ещё к сегодняшней дате — немножко говорящих цифр. При проклятом социализме в 1985—1986 годах в издательстве «Художественная литература» был выпущен трёхтомник А.С. Пушкина. Тираж составил 10 700 000 экземпляров! Как говорится, умный поймёт...

Виктор Шилов. Пушкин. Дуэль

UPD. В 1957 году советский художник, ветеран Великой Отечественной, подполковник ВВС в отставке Владимир Переяславец решил изобразить потомков Александра Сергеевича Пушкина, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Владимир Переяславец (1918—2018). Потомки А.С. Пушкина – участники Великой Отечественной войны. 1957
На картину попали шестеро, слева направо:
Олег Всеволодович Кологривов (1919—1984), праправнук поэта. Был ранен в боях под Москвой осколком мины, три километра полз по снегу до медпункта. Затем участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Ещё не раз получал ранения, закончил войну в Восточной Пруссии. Удостоился личного поздравления — рукопожатия маршала Константина Рокоссовского и памятного подарка из его рук.
Григорий Григорьевич Пушкин (1913—1997), правнук поэта. В августе 1941 года добровольцем пошёл в партизанский отряд, был заброшен в тыл врага. Был ранен, контужен, в 1943 году ходил в разведку и в одиночку сумел привести языка. Победу встретил лейтенантом. Затем до 1949 года служил в МУУРе (на Петровке, 38) — так сказать, коллегой Жеглова и Шарапова.
Сергей Евгеньевич Клименко (1918—1990), праправнук поэта. Служил в зенитной батарее, защищал небо Москвы. Войну закончил младшим лейтенантом.
Братья Сергей Борисович (1925—2015) и Борис Борисович Пушкины (1926—2012). Оба ушли на войну в юном возрасте, один в 17 лет, другой даже младше. Сергей служил механиком-мотористом, Борис — моряком на минных тральщиках.
И, наконец, Александр Всеволодович Кологривов (1916—1968), праправнук поэта, сражался под Москвой, под Вязьмой был ранен. Форсировал Одер...
А всего во Второй мировой войне участвовало 12 потомков Александра Сергеевича, включая иностранных. Из них лишь половина, как видим, попала на картину Переяславца.
Это, между прочим, хорошая иллюстрация к тому нередко встречающемуся рассуждению, что революция, мол, уничтожила «лучших людей» России из числа бывших привилегированных классов. Как видим, лучших как раз не уничтожила...
Journal information