Виктор Арнаутов. Фреска из серии «Жизнь Вашингтона». Одна из фресок, которые решено уничтожить
Школьные власти в Сан-Франциско выделили $600 тыс. на уничтожение фресок художника Виктора Арнаутова из серии «Жизнь Вашингтона», так как на них изображены чернокожие рабы и мёртвый индеец. Сторонники уничтожения фресок не отрицают, что произведения искусства имеют художественную ценность и соответствуют исторической правде, однако они «шокируют учащихся и могут вредить их успеваемости». 13 фресок с изображением сцен из жизни Джорджа Вашингтона были созданы Арнаутовым в 1936 году.
То есть, если правда истории кого-то «шокирует», то тем хуже для правды. Фрески просто закрасят, так как художник использовал редкую технологию: наносил краски непосредственно на мокрую штукатурку, чтобы картины стали неотъемлемой частью стен. Поэтому перенести фрески в другое место и сохранить их не представляется возможным.
Виктор Арнаутов. Фреска из серии «Жизнь Вашингтона». Одна из фресок, которые решено уничтожить
А может быть, дело просто в том, что кому-то нужна залакированная до блеска американская история — в которой не было бы ни массового истребления коренных жителей Америки, ни миллионов чернокожих невольников, насильно привезённых из Африки? Ведь тогда становится гораздо легче пудрить учащимся мозги про «ужасы аццкого коммунизма» — эти «ужасы», понятное дело, никого не шокируют?
В. Арнаутов
В. Арнаутов. Автопортрет. 1941
Более 400 американских учёных, художников, писателей и других граждан подписали обращение с требованием сохранить работы Арнаутова. Они указали, что художник-коммунист на своих фресках давал «объективный анализ эксплуатации и колониального насилия». «Они (члены городского совета по образованию) проголосовали за уничтожение важного памятника антирасистской направленности. Это грубое нарушение логики и смысла», — сказано в обращении. Однако президент совета по образованию Сан-Франциско дал понять, что протесты не изменят принятого решения.
Судьба Виктора Михайловича Арнаутова не совсем обычна. Георгиевский кавалер Первой мировой, он сражался в армии Колчака и покинул Россию как белоэмигрант. В 20-е и 30-е годы работал в США и Мексике. Однако американская действительность сделала из него убеждённого коммуниста, члена компартии США. В 1963 году он вернулся в СССР. Жил в Мариуполе, затем переехал в Ленинград, где и умер в 1979 году.
Учителем Арнаутова в США был художник Диего Ривера, в доме которого в Мехико в 30-е годы жил Лев Троцкий. Арнаутов в своё время резко осудил уничтожение фресок своего учителя на стенах Рокфеллеровского центра. Ривера изобразил там Ленина и Троцкого, а также пьянствующего, играющего в карты и проводящего время с проститутками Рокфеллера, в честь которого был построен центр. Но вряд ли Виктор Михайлович предполагал, что похожая судьба постигнет его собственные произведения...
В бывшем СССР с работами Арнаутова дело тоже обстоит не слишком благополучно. Мозаика Виктора Арнаутова «Покорение космоса» на мариупольском Доме Связи хоть и не была уничтожена в ходе декоммунизации, но осыпается и может быть утеряна, так сказать, "естественным путём".
Фреска Арнаутова «Покорение космоса» на Доме Связи в Мариуполе
Journal information