Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

День в истории. Как венчались два атеиста


Татьяна Горшунова (1954 г.р.). Свадьба В.И.Ленина и Н.К.Крупской

22 (10) июля 1898 года в селе Шушенское состоялось церковное венчание двух ссыльных – «рабов Божьих Владимира и Надежды». Перед таинством венчания, как и полагалось в таких случаях, невесту и жениха исповедали и причастили; во время церемонии они трижды обошли вокруг алтаря. Венчали двух неверующих – Владимира Ильича Ульянова (Ленина) и Надежду Константиновну Крупскую. Церковная церемония потребовалась именно потому, что «права на атеизм» в Российской империи не было. Каждый подданный был обязан принадлежать к какому-то вероисповеданию, и браки имела право совершать только церковь. Как писал своей матери Владимир Ильич: «Надежде Константиновне, как ты знаешь, поставили трагикомическое условие: если не вступит немедленно в брак, то назад – в Уфу... Потому мы уже начинаем хлопоты о выдаче документов, без которых нельзя венчать, чтобы успеть сделать всё до поста». Получив предложение, Надежда Константиновна даже не вполне поняла поначалу, что ей предлагают: то ли реальное супружество, то ли какую-то хитрость, которая просто позволит двум ссыльным отбывать наказание вместе. «Ну что ж, женой, так женой», – осторожно ответила она.
По свидетельству присутствовавших, на невесте была скромная белая блузка и чёрная юбка, а на женихе – потёртый коричневый костюм – другого у него просто не было. Для церковного ритуала нужны были обручальные кольца – и один из ссыльных по просьбе Владимира Ильича сделал их из медных пятаков.



Правда, в среде революционеров колец носить было не принято, и позднее супруги их не надевали. Потом, когда они жили за границей, это порой вызывало недоразумения. В Лондоне сомнения по этому поводу высказывала хозяйка квартиры, где они поселились. Социал-демократ Николай Алексеев вспоминал: «Смутило мистрисс Йо (такова была фамилия хозяйки квартиры) отсутствие у Н. К. обручального кольца. Но с этим последним обстоятельством ей пришлось примириться, когда ей объяснили, что её жильцы – вполне законные супруги, и если она толкует отсутствие кольца в предосудительном смысле, то подвергается риску привлечения к суду за диффамацию»...
Свидетелями на свадьбе стали местные крестьяне Завёрткин и Ермолаев – со стороны жениха, и Журавлёв – со стороны невесты.


Памятник В.И. Ленину и Н.К. Крупской в Москве

Были ли между молодыми нежные чувства, или только партийное товарищество? Разумеется, были. Надежда Константиновна позднее признавалась: «Мы ведь молодожёнами были. И это скрашивало ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…» По её рассказу, до свадьбы Владимир Ильич часто пел ей романс Даргомыжского «Нас венчали не в церкви, не в венцах со свечами...» А после венчания изменил репертуар и стал петь арию из оперы «Пиковая дама» – «Я вас люблю, люблю безмерно, без вас не мыслю дня прожить...»


Эльза Хохловкина (1934 г.р.). За работой. (В.И.Ленин и Н.К.Крупская в Шушенском). 1984

И эти чувства сохранялись между ними до конца жизни, о чём можно судить по такому небольшому эпизоду. В 1918 году Крупская сама зашивала простреленное в нескольких местах пальто мужа. «Я сама штопала эти дырочки, – вспоминала она. – Ведь пальто было одно у Ильича. Я штопала в те дни, когда Ильич был очень болен и никто не мог сказать, придётся ли ему снова надевать это пальто... Я штопала ночью. Не знаю, чего было больше на этих штопках, стежков или моих слёз, которые всё капали и капали...» Потом Ленин с улыбкой спросил у жены, плакала ли она. «Всё отнекивалась, а потом как-то созналась, что плакала... Ильич тогда громко рассмеялся и в первый раз попробовал запеть. Врачи были в ужасе. С этого дня он начал серьёзно выздоравливать...»


Владимир Югай (1922-2001). В Шушенском (В.И. Ленин и Н.К. Крупская). 1969



Tags: Даты, История, Ленин, Россия, революционеры
Subscribe

Posts from This Journal “Ленин” Tag

Buy for 20 tokens
Капитализм. В очередной раз убеждаюсь, исходя из комментариев, что народ не понимает понятие прибавочной стоимости или с упорством, достойным лучшего применения, отрицает ее. Апологеты капитализма пользуются незнанием и звездят о том, что прибавочная стоимость — это плата за…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Posts from This Journal “Ленин” Tag