Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

День в истории. «Кухонные дебаты»


Слева — один из «гвоздей» и символов выставки в Сокольниках, «геодезический купол» архитектора и инженера Ричарда Фуллера

24 июля 1959 года в московском парке «Сокольники» открылась Американская национальная выставка «Промышленная продукция США». Как писала советская печать, в Москве появилась своя «маленькая Америка», на площади в семь гектаров. Выставка работала шесть недель, и за это время её посетило, по разным данным, от миллиона до трёх миллионов советских граждан.
Американская выставка стала крупным событием в жизни СССР, которое произвело неизгладимое впечатление на тогдашнюю советскую общественность. Ведь среди молодёжи СССР в то время не последнюю скрипку играли «стиляги», которые по-другому ещё называли себя «штатниками», то есть поклонниками «Штатов» (США). А тут Америка сама прибыла к ним в гости...
Американская печать с удовольствием писала, что советские посетительницы были без ума от косметики, нейлоновых чулок и парикмахерских укладок.


Журнал «Time» изобразил открывавшего экспозицию вице-президента США Ричарда Никсона на фоне «геодезического купола» Американской выставки


«Пластмассовый павильон», показывающий использование новых материалов — пластмасс — в США. На подиуме идёт демонстрация американских модных платьев, под музыку рок-н-ролла

Мой отец, которому тогда ещё не было 30 лет, рассказывал, что сильное впечатление производил кинофильм об Америке, где камера с воздуха показывала панораму Великого каньона и другие величественные природные виды США, а потом подплывала к Капитолию. На вопросы об Америке на русском языке отвечал компьютер, в котором было записано несколько тысяч вариантов возможных ответов. Отец описывал диалоги с любопытными гостями выставки, которые сам там слышал.
— А какие праздники в США?
— День независимости, Рождество...
Посетитель:
— А Пасха?..
«Не знает, — с улыбкой комментировал отец, — что Пасха всегда приходится на воскресенье...»


Модные заокеанские парикмахерские укладки для гражданок СССР


Таких фенов в Москве ещё не видели. Хотя юная москвичка невозмутима...

Ещё он говорил, что все посетители могли бесплатно налить себе стаканчик незнакомого доселе большинству из них американского напитка — пепси-колы и получить из специального автомата прозрачный пластиковый пакет — тоже невиданное до того чудо тогдашней промышленности. Помимо колы, посетителей — тоже даром — кормили бургерами и хот-догами, но всё затмил невиданный доселе американский напиток.


Рекламный буклет пепси-колы для Американской выставки в Москве. 1959 год

Как пепси-кола, так и кока-кола были тогда для СССР экзотикой — до такой степени, что после своей поездки в СССР в 1957 году колумбийский писатель Габриэль Гарсия Маркес (1927—2014) дал в очерке своё определение Советского Союза как «22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы». За время выставки её посетители выпили более трёх миллионов стаканчиков колы. Один из этих миллионов достался и самому главе Советского правительства Никите Сергеевичу Хрущёву.
Из современных воспоминаний о той выставке: «Я был на той выставке и напиток тот пил. Мне он понравился, но многие действительно его ругали и сравнений по вкусу было много. Мне запомнилось, как почему-то кто-то сказал: «гуталиновый настой с еловым отваром».
«Да, пил пепси-колу на этой выставке. Пить хотелось ужасно, а в кармане школьника было только 30 копеек на трамвай. Услышав объявление о павильоне «Пепси-кола», подумал, что это что-то вроде кока-колы, рисунки которой постоянно фигурировали в карикатурах на американцев. Устремился к этому павильону и утолил жажду. Ничего плохого об этом напитке тогда сказать не мог - понравился непривычным вкусом».


Посетитель Американской выставки в Москве пьёт пепси-колу. 1959

Рекламый буклет компании PepsiCo на русском языке, изданный для выставки, обещал волшебное питьё из «экзотических плодов дальних краёв как антильский орех Кола, мадагаскарская ваниль, ароматные масла Дальнего Востока и филиппинский сахар». Заметим, сахар филиппинский, а уже не кубинский: победившая на Острове Свободы 1 января того же 1959 года революция лишила PepsiCo сахарных плантаций на Кубе. После такого тяжкого удара компании срочно требовался какой-то прорывной успех, чтобы выровнять шансы в борьбе со своим вечным и опережающим конкурентом — компанией Coca-Cola.
И вот приход на Американскую выставку советского премьера Хрущёва и главы Советского государства маршала Климента Ворошилова дал PepsiCo такой редкий шанс. Их лично, и очень предупредительно, что заметно по снимкам, угощал пепси-колой тогдашний вице-президент (позднее ставший и президентом) США Ричард Никсон. Он предложил Никите Сергеевичу продегустировать два варианта пепси: по словам Никсона, один из них приготовили на воде из Советского Союза, а второй — на американской. И не без лукавства попросил оценить, какой лучше. Конечно, перед таким искусным дипломатическим приёмом Никита Сергеевич не мог устоять: он подошёл к стенду PepsiCo, где газировку ему подал главный представитель компании Дональд Кендалл (1921—2020). Хрущёв опробовал оба варианта и, разумеется, сказал, что напиток из советской воды гораздо вкуснее. В действительности Никсон схитрил: оба напитка были из одной и той же воды...


Кендалл, Хрущёв, Никсон и Ворошилов во время дегустации пепси. 1959



При этом момент дегустации засняли иностранные журналисты, и на следующий день по всему миру разлетелись сенсационные снимки первого коммуниста планеты со стаканчиком пепси в руках. «Хрущёв хочет быть общительней!» — гласили заголовки. Это перекликалось со слоганом PepsiCo тех лет — «Будь общительней. Пепси поможет» («Be Sociable. Have a Pepsi»). Так, благодаря продуманной коммерческой дипломатии Никсона (которому Кендалл посетовал на проблемы своей фирмы) Хрущёв, сам того, возможно, не подозревая, стал рекламным брендом PepsiCo и обеспечил увеличение её продаж на мировом рынке в несколько раз.
Кстати, на эти новинки не забывала откликаться и советская печать. В ней как раз в дни выставки появилось такое стихотворение Сергея Михалкова:

АХ, ПЕПСИ-КОЛА!
По выставке американской,
Что освещает быт заокеанский
(Но почему-то не со всех сторон!),
Ходил прелюбопытный посетитель,
До заграничного, видать, большой любитель —
То тут, то там прегромко ахал он:
— Ах, что за стильная модерная посуда!
— Ах, что за живопись! Законно, мирово!
— Ах, сразу видно, что она о т т у д а!
— Ах, ах, абстрактное какое мастерство!..
Так, ахая под звуки рок-н-ролла,
Он, наконец, дошёл до пепси-кола —
Тут у него совсем вскружилась голова:
— Ах, до чего напиток ароматный!
Ах, что вы говорите, он бесплатный!!
Прошу стаканчик! Нет, подайте два!..
Американка вежливо подносит.
Гость пьёт и хвалит. Пьёт и снова просит.
Уж у него в желудке колотьё,
А он знай льёт в себя заморское питьё...
Чего греха таить! Любитель заграницы
Попал в палату городской больницы.
Бесплатно и лечился и питался,
Но этому ничуть не удивлялся,
А только требовал и на сестёр ворчал..
Перед чужим он слепо преклонялся,
А своего, увы, не замечал.




Вероятно, многие молодые люди тех лет, разделявшие взгляды героя стишка, читали его со снисходительной насмешливой улыбкой. Теперь он вызывает, думаю, совсем иные чувства...
А вот ещё из советской печати тех дней, впечатления журналистов о выставке: «Честно говоря, мы раньше даже не подозревали, что между глаголами «иметь» и «владеть» лежит такая глубокая смысловая пропасть. Первый снимок называется «Что они имеют». Семья американца Грегори Дэли запечатлена на фоне дома, в котором он проживает, и вещей, которыми пользуется. Второй снимок называется «Чем они владеют». Вот за что они заплатили и что им действительно принадлежит. Вместо домика—только колышки от фундамента, вместо машины — рожки, ножки да колесики. И если
Грегори, не ровен час, заболеет или потеряет работу и пропустит несколько взносов, то забирай свои колёса и уходи с этого двора. В общем, рассмотрев эти фотосвидетельства «Лайфа», мы решили повременить с поздравлениями рядовому американцу».

Тогда ирония журналистов была многим читателям непонятна. Не всё ли равно, владеть или пользоваться в кредит, если уж пользоваться? Но сейчас нынешние читатели в России, страдающей от «закредитованности», даже по официальным признаниям, поймут их сарказм гораздо лучше...
Ещё заметки о выставке из советской печати 1959 года:


Американские автомобили

«ЧТО МЫ УСЛЫШАЛИ. ДВОЙНАЯ ОПЕРАЦИЯ
— Оказывается, аппендицит — двойная операция.
— Почему двойная?
— Потому что врач вместе с аппендицитом вырезает у американца его месячный бюджет.

ИЗ БЕСЕД С ГИДАМИ
— Госпожа Эрнсбергер, скажите, пожалуйста, сколько стоит несложная хирургическая операция?
Госпожа Зрнсбергер молчит.
— Какие цены у вас на лекарства?
— Господа, я пожилая женщина, у меня слабая память. Извините, но я не помню ни одной цифры.
— Тогда хотя бы скажите, что делать больному американцу, если у него нет денег на лечение?
— О! У нас, господа, этот вопрос разрешается просто. Есть деньги — платят врачу, нет — не платят.
Общий смех. Госпожа Эрнсбергер облегчённо вздыхает. Там, где не могут спасти цифры, может быть, спасёт юмор.



У АБСТРАКТНОГО «ШЕДЕВРА»
...Моё внимание привлекло творение известного в Соединенных Штатах мастера ваяния Херберта Фербера. Кажется, оно называется «Однажды снова». Не берусь судить о ценности этого экспоната выставки. Я не скульптор. Боясь ошибиться в своих выводах (с кем не бывает?), я стал прислушиваться к репликам других зрителей.
* * *
— Что это такое?
— Дом после пожара.
— Нет, это бормашина...
* * *
— Замечательно! Великолепная сварка!
— Это не сварка, а ваяние.
— Ваяние? Не ваяние, а валяние...
* * *
— По-видимому, это женщина.
— Как вам не стыдно!..
* * *
— В чем же здесь смысл?
— Гм! Вы хотите ещё и смысла?..»





Ну, а вершиной того памятного дня 24 июля 1959 года стали, конечно, знаменитые «кухонные дебаты» между главой Советского правительства Никитой Хрущёвым и вице-президентом (впоследствии президентом) США Ричардом Никсоном. Руководители двух стран вместе открыли выставку, а острый спор между ними возник на так называемой «типичной американской кухне», где были выставлены предметы кухонного обихода и новейшей бытовой техники. Дискуссия 27 июля была показана по советскому телевидению. Именно тогда Хрущёв впервые произнёс свою знаменитую фразу: «Мы вам покажем кузькину мать!», подразумевая, что и Советский Союз сумеет удивить Америку. На изобилие бытовой техники Никита Сергеевич отреагировал саркастически: «А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и её проталкивала? Вы показываете нам много интересных вещей, но они не необходимы для жизни. От них нет пользы. Это всё лишь штучки. У нас такая поговорка есть: если у вас клопы, вы должны поймать одного и залить ему в ухо кипяток». Никсон ответил: «А у нас другая поговорка: чтобы убить муху, надо заставить её выпить виски. Но у нас есть лучшее применение для виски. [В сторону] Мне нравится эта интеллектуальная битва с Председателем. Он знает своё дело...»


Кухонные дебаты



Поспорили Хрущёв с Никсоном и о доме, который, по словам американца, обходился в 10–15 тысяч долларов. Вице-президент утверждал, что любой работающий американец может купить такой дом, выплачивая 25–30 лет по 100 долларов в месяц. Никита Сергеевич в ответ сказал, что такой дом через двадцать лет развалится и придётся покупать новый. Он заметил, что в Америке, чтобы купить дом, нужны доллары. А в России, чтобы получить дом, достаточно родиться в Советском Союзе. Никсон ответил, что он полагает, что американские дома могут простоять и больше 20 лет. Но даже если и нет, то через 20 лет многие американцы уже хотят купить новый дом или новую кухню, взамен устаревших. «Ваша теория не выдерживает критики», — возражает Хрущёв.

Ниже — видео «кухонных дебатов» (реплики Никсона в данной записи без перевода).



Позднее Никсон использовал «кухонные дебаты» в своей предвыборной агитации.


1960-е. Надпись на биллборде «Давайте поддержим Никсона»

Tags: Даты, СССР, США, Хрущёв, личности
Subscribe

Posts from This Journal “Хрущёв” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 10
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments

Posts from This Journal “Хрущёв” Tag