Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

Полиция против правых (11)


Присоединяемся? :)

В этом посте попробую ещё раз дать «скучный» анализ недавних правых протестов с точки зрения истории и теории. А также и того вопроса, следовало ли левым к ним присоединяться или нет.
1. Эпоха, переживаемая сейчас бывшим СССР, в истории советской революции аналогична эпохам Реставрации во Французской и английской буржуазных революциях. Это признано уже многими, так что подробно обосновывать эту идею в данном посте не буду, тем более, что этой теме посвящён, во многом, весь данный блог.

2. В эпоху Реставрации наблюдается два основных политических и идейных течения: с одной стороны, ультрароялисты, ультрареставраторы, которые стремятся довести Реставрацию до предела, до полного восстановления социальных и политических отношений, существовавших до революции.
Другое основное течение в данную эпоху выступает за признание многих достижений революции и включение их в, так сказать, «несгораемый капитал» данного общества. Это течение в обеих революциях (французской и английской) носило довольно скромный, вполне буржуазный характер, и в обоих случаях приводило к новой революции. Но уже не Великой, как первая, а малой. В Англии это была так называемая Славная революция, во Франции — Июльская революция 1830 года. В обеих странах эти «малые революции» сместили ультрароялистов и официально закрепили признание многих достижений и завоеваний революции, в том числе на символическом уровне (например, во Франции государственным флагом вместо белого стяга с лилиями Бурбонов вновь стал трёхцветный флаг). Сама власть буржуазии после «малых революций» осталась непоколебленной, устояла даже буржуазная монархия, сменились только династии.

3. Ясно, что сторонники более радикального прогресса в обеих странах могли в эпоху Реставрации условно поддерживать второе течение и помогать его победе, признавая в то же время его ограниченность и недостаточность. Но они никак не могли поддерживать ультрароялистов и ультрареставраторов, так как с этим течением они были полной противоположностью.
Совместный протест ультрароялистов и республиканцев во Франции против, например, Талейрана и Фуше (министров-умеренных роялистов в правительстве Людовика XVIII) был бы величайшей нелепостью, хотя оба течения относились к этим деятелям крайне отрицательно. Но одно критиковало их за бывшее участие в революции (Фуше даже голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI, то есть был из числа «цареубийц»), а другое — за предательство революции, республики, а затем и Наполеона, за переход на сторону легитимизма и роялизма.
Совместная демонстрация ультрароялистов и республиканцев в 1820-е годы с «общим» лозунгом «Долой Талейрана и Фуше!» была бы воспринята как величайшая нелепость и нонсенс, да и просто была совершенно невозможна.

4. Таким образом, отношение левых и красных к выступлениям правой российской оппозиции летом 2019 года должно определяться её классовой и исторической оценкой. Кто там протестует: сторонники ультрареставрации или, наоборот, некоторого умеренного сдвига в направлении реабилитации революционных завоеваний и идей 1917 года. Ясно, что в первом случае левые должны решительно выступить против них, во втором — могли бы их условно и ограниченно поддержать, помогая тем самым сдвигу российского общества в сторону «малой революции».

5. При простейшем анализе состава протестов мы видим, что сторонники ультрареставрации там, несомненно, присутствуют. В бывшем СССР ультрареставрация получила довольно меткое и точное название «декоммунизация». Мы видим среди участников протестов людей с флагами «Декоммунизация», представителей соответствующего течения. Правда, некоторые утверждают, что эти флаги, мол, не отражают общего направления протеста. Но лозунг декоммунизации присутствует также и в программах ряда партий, которые поддерживают протест и участвуют в нём, таких, как ПАРНАС и «Яблоко». Их программные требования включают уголовные запреты деятельности и пропаганды коммунистов, уголовные наказания за «оправдание» советского прошлого, которые отсутствуют даже в сегодняшнем вполне «реставрационном» законодательстве России. Они также требуют расширения объёма антисоветской и антикоммунистической пропаганды в школьном обучении. Иначе говоря, нынешнее уличное движение по всем признакам носит характер «ультрароялистского», критикующего нынешние правые власти с позиций ещё более реакционных и правых.

6. Некоторые указывают, что правые протестующие на словах требуют соблюдения некоторых формальных правил буржуазной демократии, что не противоречит и интересам левых. Которые тоже заинтересованы в сохранении буржуазно-демократических норм. Но надо заметить, что реставраторское, реакционное движение под лозунгом «соблюдения демократии» — отнюдь не новость. Вся Реставрация в эпоху «перестройки» шла именно под лозунгом «расширения демократии». Правда, как только буржуазии удалось в 1991 году захватить власть, тренд мгновенно изменился: лозунг «Вся власть Советам!» был выброшен вон, и органично сменился на «борьбу против всевластия Советов». Которая и завершилась в 1993 году расстрелом Верховного Совета и разгоном всех остальных Советов.
В эпоху французской революции реставраторское движение 18 Фрюктидора тоже шло под лозунгом «соблюдения демократии». Но уцелевшие республиканцы ни в малейшей степени не питали иллюзий относительно того, кому на пользу пойдёт подобная «демократия». Не поддерживали движение и даже оценивали победу над ним положительно. Вот любопытный отрывок из письма бабувиста (то есть сторонника коммуниста Бабёфа) Таффуро, остававшегося на свободе, своему товарищу Буонаротти, находившемуся в заключении, от 26 января 1798 года (то есть спустя несколько месяцев после разгрома роялистов 18 фрюктидора): «Трёхцветное знамя украшает теперь все дома в нашей коммуне в декадные дни и во время национальных праздников. Не встретишь ни одной женщины, которая не носила бы национальной кокарды. Возникают многочисленные конституционные кружки, а кружок в Бетюне потребовал уже от правительства справедливости по отношению к вам... Если бы маленькая армия великого Пишегрю осмелилась в день 18 фрюктидора дать бой республиканцам, мы получили бы удовольствие и хорошенько их поколотили; я был тогда уверен, что правительство, для которого мы совершили бы чудеса храбрости, освободило бы вас — единственная награда, которой мы бы от него потребовали... Сейчас аристократы считают меня неуязвимым. Я испытываю иногда стыд за человеческое достоинство, видя, как ежедневно мои злейшие враги при каждой встрече отвешивают мне нижайшие поклоны и осыпают самой постыдной лестью, чтобы заставить меня забыть их прежнее поведение; я довольствуюсь тем, что говорю им, как Иисус из Назарета: «Ступайте и больше не грешите»...»

Как видим, республиканцу в дни реакции и в голову не приходило кинуться на шею роялистам и тем паче вместе с ними потребовать «демократии», наоборот, он мечтал, чтобы термидорианское правительство позволило ему и его товарищам их «хорошенько поколотить». И никакие «нижайшие поклоны», которые ему отвешивали роялисты, не могли его подкупить и заставить пуститься с ними во все тяжкие. Он помнил их «прежнее поведение». Наши горе-левые напрочь позабыли поведение правых в дни Октября 1993 года, когда они с большим удовольствием из танковых пушек и крупнокалиберных пулемётов расстреливали защитников власти Советов (то есть буржуазной демократии). Именно из этого расстрела и родился нынешний режим, в котором от буржуазной демократии сохраняются лишь отдельные элементы. Но ясно, что дальнейшее продвижение общества вправо неизбежно уничтожит и эти элементы.
Насчёт идеи о том, чтобы нынешним левым «хорошенько поколотить» г-на Энтео или его единомышленников из «Декоммунизации», тут была бы, пожалуй, уместна пословица «нашему теляти волка бы сожрати». :) Примыкать к нынешнему реставраторскому правительству в качестве охвостья (как это в своей стране сделали украинские горе-«левые» из КПУ, поддержав правительство Януковича) — едва ли плодотворная идея. Но уж выступать с декоммунизаторами из ПАРНАСа, «Яблока» и других правых и ультраправых организаций вместе, общим фронтом, под их лозунгами — это однозначное падение ниже плинтуса.

7. Теоретически можно представить переход некоторых участников нынешнего правого протеста в лагерь «малой революции» наподобие июльской революции 1830 года или «славной революции» в Англии. Но показателем этого будет резкое изменение их программных положений и лозунгов: вместо требования декоммунизации и «осуждения государственного переворота 1917-1918 годов» там будет звучать, наоборот, закрепление ряда достижений и завоеваний этого самого переворота. Такие положения, как защита республиканского строя, запрет монархической пропаганды со стороны госчиновников, защита отделения церкви от государства, поддержка национализации церковного имущества и борьба против его «реституции», защита и признание ценности всех социальных завоеваний 1917-1991 годов, реиндустриализация, защита сохранившейся советской и революционной символики, памятников и топонимов эпохи СССР как важного и ценного исторического достояния, и пр. и пр. Ни один из этих пунктов не покушается по сути на власть буржуазии, поэтому для либералов они были бы вполне приемлемы... если бы они предпочитали следовать по пути исторического прогресса, а не реакции. Но пока мы видим иное.
Tags: История, Реставрация, Россия, левые, революция норковых шуб
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Recent Posts from This Journal