Стихи Игоря Тарабукина, рисунок И. Семёнова.
"Космическая прогулка
Это не фантазия поэта,
Это было нынче наяву:
Космонавт Леонов из ракеты
К звёздам выходил на рандеву!"
Не стало первого космонавта в истории планеты, вышедшего в открытый космос — Алексея Леонова (1934—2019). Увы, о его мировоззренческой позиции в России после контрреволюции 1991 года трудно сказать что-то хорошее — этого испытания Алексей Архипович не выдержал. Что ж, многие смелые и отважные люди, с честью прошедшие проверку огнём и водой, а также глубоким космическим вакуумом, не проходили потом испытания медными трубами, а точнее, Его величеством Денежным Мешком. Но будем сейчас помнить лучшее в его биографии...
Сам космонавт вспоминал о своём пребывании в космосе: «Я даже биение собственного сердца слышал. И вдруг громкий голос: «Внимание, внимание! Впервые в истории человек вышел… » Я, признаться, опешил. Ведь это не могло быть советское радио — знал: пока операция не завершится, ничего сообщать не будут. Думаю, что же за ерунда! Затем в наушниках прозвучало: «Как меня слышишь, Алексей?» Голос до боли знакомый, только не соображу, чей. Понял, кто говорит, после слов: «Мы, члены Политбюро, смотрим, как ты «кувыркаешься». Возвращайся домой, мы тебя ждём, обнимаем». Знаете, мне так приятно стало. Это же глава государства Леонид Ильич Брежнев говорит мне: «Возвращайся домой»! Появилась уверенность, что всё сложится хорошо».
Маленький весёлый розыгрыш в типично брежневском добродушном стиле (Леонид Ильич очень любил шутить, хотя в речах делал это крайне редко). Потом, уже в официальной речи, Брежнев сказал:
— Миллионы людей у экранов телевизоров с замиранием сердца следили за тем, как на их глазах волшебная сказка превращалась в быль... Товарищ Леонов был первым пловцом в океане Вселенной... Потомки будут вечно помнить день рождения первого в истории человечества звёздного дома с сенями и крылечком, ведущим в космос...
На картинах хорошо виден воздушный шлюз, через который Леонов выходил из корабля в космос. Он пробыл вне корабля 23 минуты 41 секунду. При возвращении в корабль скафандр Леонова от пребывания в вакууме раздулся и он не мог втиснуться обратно. Ему пришлось на свой страх и риск сбросить воздушное давление внутри скафандра. Тогда он смог пройти через шлюз.
Вот как корабль Леонова со шлюзом выглядит на фотографии:
Леонов в космосе:
В те дни Алексей Архипович — по крайней мере на рисунках в советской печати — вёл диалоги наравне с самим Богом. Или даже не наравне, а с позиции снисходительной: вот на этом рисунке Бог заискивающе говорил Леонову:
— Давай меняться: я тебе — нимб, ты мне — шлем...
Так было на небе. На земле, увы, космонавт изменил тон этого общения на другой. Ну да не будем опять о плохом...
Journal information