Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

Мыслит ли класс? (2)


Вероятно, этих людей в этот момент можно назвать «мозгом рабочего класса» всей планеты. 19 июля 1920 года, Петроград, Второй конгресс Коминтерна. У дворца Урицкого (ныне Таврический дворец). Фото Карла Буллы. За Владимиром Лениным стоит Максим Горький. Справа от Горького стоит Григорий Зиновьев. Второй слева – Лев Карахан, третий – Карл Радек, пятый — Николай Бухарин, седьмой – Михаил Лашевич, восьмой – сын Горького Максим Пешков. В центре – Мария Ильинична Ульянова, рядом с ней — бородач Николо Бомбаччи (тот самый, повешенный вверх ногами в 1945-м рядом с Муссолини)

Вот опять то же самое, пишут мне в комментариях: «У отдельных членов класса мозги есть, а общеклассового мозга вот нет, не сложилось. Из-за раздробленности и разобщённости членов класса».
Тут прямо отца Гаука из Стругацких вспомнишь (выделение моё):
Теперь не уходят из жизни,
Теперь из жизни уводят.
И если кто-нибудь даже
Захочет, чтоб было иначе,
Бессильный и неумелый,
Опустит слабые руки,
Не зная, где сердце спрута
И есть ли у спрута сердце...


Не знаю, как насчёт сердца, а мозг у класса бывает. Иногда. :) А иногда, увы, и нет (увы — это в отношении трудящихся классов, разумеется, а у буржуазии его хоть бы и вообще не было... но, к несчастью, нередко бывает, и даже гораздо чаще, чем у классов трудящихся. Как известно, классовое сознание буржуазии опережает классовое сознание трудящихся). Что же это за мозг? Элементарно — это мозг отдельных представителей класса, которые берут на себя труд точно и аккуратно представлять интересы класса в целом. Л. Троцкий говорил об этом: «Революцией нельзя командовать. Можно лишь давать политическое выражение её внутренним силам. Нужно знать, с какой из этих сил связать свою судьбу». Если некоторая сила (как говорили в 1917 году, сознательные рабочие) точно и последовательно начинают выражать фундаментальные интересы класса в целом, то в какой-то момент может возникнуть любопытное и исторически важное явление, которое можно назвать «резонансом». Значительная масса класса начинает видеть в немногих «сознательных» людях воплощение своих чаяний и устремлений. Вот эти-то люди (или, грубо говоря, их мозги) и становятся на это время мозгом класса.
Как это выглядит и ощущается, можно оценить, например, по словам участника событий Октября 1917 года Павла Арсентьева (выделение моё): «Помню, 25-го я пришёл в Смольный, когда говорил в большом зале тов. Троцкий. Он заявил, что в Петрограде власть перешла в руки народа и поэтому свободно могут появиться тт. Ленин и Зиновьев. Эти слова были встречены громом аплодисментов… С речами поочередно выступали и Троцкий, и Ленин, и Зиновьев. Особенно врезалась мне в память бессмертная речь тов. Троцкого. Я слыхал его до этой речи и после неё, но такой речи мне больше не удавалось услышать. Это был какой-то расплавленный металл, каждое слово жгло душу, будило мысль и рождало отвагу, а говорил он о победе пролетариата. Слушали его с затаённым дыханием, и я видел, как у многих сжимались кулаки, как складывалась определённая решимость пойти за ним беспрекословно, куда бы он ни позвал».

Обратим внимание на слова: «Я слыхал его до этой речи и после неё, но такой речи мне больше не удавалось услышать». То есть можно сделать вывод, что явление, которое мы назвали «резонансом», довольно хрупкое и нестойкое. И если упомянутая группа людей перестаёт предельно точно выражать самые глубинные, самые простейшие, самые элементарные чаяния и интересы класса, и вместо этого начинает говорить и делать что-то не то, необязательное, ненужное, или просто неверное, ошибочное, то установившаяся было «связь» между «телом» и «мозгом» класса нарушается и просто обрывается. Класс вновь остаётся без «головного мозга» — или же находит его в лице каких-то других людей.
Как говорил В.И. Ленин: «Превосходные душевные качества бывают у небольшого числа людей, решают же исторический исход гигантские массы, которые, если небольшое число людей не подходит к ним, иногда с этим небольшим числом людей обращаются не слишком вежливо». В качестве иллюстрации можно ещё раз взглянуть на заглавную фотографию, где один из изображённых, при полном одобрении красных рабочих своей страны, да и всего мира, был повешен в 1945 году вверх ногами на известной бензоколонке...
И, возвращаясь к исходным стихам отца Гаука, приходится сделать вывод, что, например, обезглавливание в 1919 году буржуазией рабочего класса Германии (по крайней мере, его революционной части) путём убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург, не было, увы, лишено смысла. Конечно, класс — в отличие от отдельного человека — потеряв головной мозг, не погибает, и может его через некоторое время восстановить, регенерировать. Но, во-первых, не всегда это удаётся. А во-вторых, регенерация требует времени, и за это время можно нанести классу непоправимые поражения...
А вот обезглавить класс буржуазии или дворянства таким разовым ударом практически невозможно: их мозг слишком развит и слишком легко поддаётся замене. Тут надо вести борьбу со всем классом в целом, что и делали марксисты (а в процитированной повести — Арата Горбатый). Так что философские поиски отца Гаука были обречены на неудачу...


Второй конгресс Коминтерна в Москве. 1920 год. Среди запечатлённых на фото: Троцкий, Зиновьев, Калинин, Радек
Tags: История, Россия, Троцкий, братья Стругацкие, переписка Энгельса с Каутским
Subscribe

Posts from This Journal “переписка Энгельса с Каутским” Tag

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 10
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments

Posts from This Journal “переписка Энгельса с Каутским” Tag