Михаил Авилов (1882—1954). «Появление Ильича в Смольном» (1923). Фрагмент
Владимир Бонч-Бруевич как-то высказал довольно эпатажное для большевика предположение, что В.И. Ленин — это новое пришествие на землю Иисуса. Потом он убрал эту фразу из переиздания своих мемуаров, но, как говорится, что написано пером... Конечно, это типичный «бончизм», как товарищи по РКП(б) со снисходительной иронией называли такие «идейно невыдержанные» высказывания Владимира Дмитриевича. Однако здравое зерно тут есть. Не с точки зрения богословия, конечно :) а с точки зрения истории. Как гвозди Иисуса — мифологические или нет, неважно — легли в основание нового мира, мира христианства, так и пули Каплан в каком-то смысле заложили новый мир, мирового социализма и СССР.
И, продолжая эти параллели, сразу приходит мысль: какое место в этой «новой мифологии» занимает грим Владимира Ильича, в котором он 6 ноября 1917 года шёл в Смольный? По-моему, примерно то же самое, что и неузнанность Иисуса, когда он шёл в Эммаус.
Народная мифология вообще — вещь очень устойчивая и долговечная. Некоторые сюжеты в ней почти в неизменном виде кочуют со времён Ветхого завета до эпохи марксизма. И никакие религиозные перевороты и революции тому вовсе не помеха. Вот, например, можно сравнить библейский сюжет «пророчество о падении Вавилонского царства» и строки известной революционной песни:
Рембрандт. Пир Валтасара. 1635.
А деспот пирует в роскошном дворце,
Тревогу вином заливая.
Но грозные буквы давно на стене
Уж чертит рука роковая.
Ясно, что это один и тот же мифологический сюжет. Только применён он не к древнему царю Валтасару, а к современным императорам — Николаю, Вильгельму и другим, чьи короны, согласно исполнившемуся песенному пророчеству, булькнулись в грязь в 1917-1918 годах (для царя Николая — и вместе с головой).
Но, возвращаясь к теме путешествия в Эммаус. Это отрывок из романа Максима Горького «Мать», который Владимир Ильич, как известно, оценил как «очень своевременную книгу»:
«Однажды он [рабочий-революционер Павел Власов] принёс и повесил на стенку картину — трое людей, разговаривая, шли куда-то легко и бодро.
— Это воскресший Христос идёт в Эммаус! — объяснил Павел.
Матери понравилась картина, но она подумала:
„Христа почитаешь, а в церковь не ходишь…“»
Тут можно усмотреть, конечно, много разных параллелей, задуманных Горьким. Революционеры часто вынуждены скрывать свои настоящие имена и облик, не могут до конца раскрывать свои взгляды. Но они, как новые апостолы и проповедники будущего, ходят среди людей и сеют семена братства. «Мы — социалисты, — говорит на суде Павел Власов. — Это значит, что мы враги частной собственности, которая разъединяет людей…»
Ну, а вершина этого явления — уход Владимира Ильича
А 24 октября (6 ноября) 1917 года, выходя из конспиративной квартиры, Владимир Ильич оставил хозяйке записку: «Ушёл туда, куда Вы не хотели, чтобы я уходил. До свидания. Ильич». Добирался трамваем, потом пешком. Чтобы его не узнали, Ленин надел парик, огромные синие очки и надвинул на глаза картуз. Вдобавок он перевязал щёку грязным платком, как будто его мучила зубная боль, и поднял воротник пальто. «Вид был довольно странный», — вспоминал Троцкий. И вот в таком обличье Ленина остановил вооружённый конный патруль. Однако седенький старичок с подвязанной щекой, в потёртом пальтишке и старенькой кепочке не вызвал у патрульных юнкеров никаких подозрений. «Я не думал, что у них всё так гнило», — заметил после этого путешествия Владимир Ильич.
«Выходя из Смольного, — вспоминал социал-демократ А. Лозовский, — я столкнулся в дверях с бедно одетым рабочим в кепке. Я поднял на него глаза и остолбенел. «Это вы!» — воскликнул я. Ленин наскоро пожал мне руку, прищурил глаз и помчался на верхний этаж Смольного...»
Ещё в этом маскараде застали явившегося в Смольный Владимира Ильича меньшевики. Один из них сразу толкнул своего спутника локтем и подмигнул. Ленин с досадой бросил Троцкому: «Узнали, подлецы».
Именно эту сцену узнавания Ленина (рядом с ним сидит Троцкий) и изобразил советский художник Михаил Авилов. Правда, один из участников этой сценки, Лев Троцкий, говорил, что всё выглядело совсем не так, как изобразил художник...
Кадетская газета «Речь» сообщала на следующий день: «В институт 25 октября прибыли под усиленной охраной скрывавшиеся до сих пор от суда и следствия вожди большевизма Ленин и Зиновьев. Их не узнать. Ленин сбрил бороду и усы, а Зиновьев, наоборот, отрастил себе усы и бороду, но зато снял шевелюру».
Узнав о том, что восстание уже в полном разгаре, Владимир Ильич пришёл в прекрасное расположение духа. «Ленин был в восторге, — писал Троцкий, — выражавшемся в восклицаниях, смехе, потирании рук».
Вожди восстания — Ленин и Троцкий — расположились в одной из комнат Смольного. В этой комнате не было никакой мебели, она предназначалась для того, чтобы спать - вповалку, прямо на полу. «Потом уже, — писал Троцкий, — кто-то постлал на полу одеяла и положил на них две подушки. Мы с Владимиром Ильичем отдыхали, лежа рядом». Заснуть при всем желании было невозможно — каждые 5-10 минут прибегали взбудораженные гонцы, которые доставляли свежие новости об успехах восстания. «Мы лежали рядом, тело и душа отходили, как слишком натянутая пружина... Мы вполголоса беседовали... В его голосе были ноты редкой задушевности». Временами Ленин спохватывался: «А Зимний? Ведь до сих пор не взят? Не вышло бы чего?..»
«Должно быть, — вспоминал Троцкий, — это было на другое утро, отделённое бессонной ночью от предшествовавшего дня. У Владимира Ильича вид был усталый. Улыбаясь, он сказал: «Слишком резкий переход от подполья и переверзевщины [то есть преследований министра юстиции Переверзева] — к власти. Es schwindelt (кружится голова)», — прибавил он почему-то по-немецки и сделал вращательное движение рукой возле головы». «Он смотрит на меня дружественно, мягко, с угловатой застенчивостью, выражая внутреннюю близость... Мы смотрим друг на друга и смеёмся». За одни сутки из загримированного подпольщика Ленин превратился в первого человека в государстве. «История не знает ни одного примера такого перехода от подпольного революционера к государственному человеку», — замечал Карл Радек. Сняв парик, Ленин отдал его В. Бонч-Бруевичу, который сказал:
— Давайте спрячу... Ещё может пригодиться! Почём знать?..
— Ну, положим, — хитро подмигнул в ответ Ленин. — Мы власть берём всерьёз и надолго...
Следующим днём 25 октября Ленин и Зиновьев впервые появились на трибуне перед депутатами Петросовета. Им устроили громовые овации, настоящий триумф.
«Да здравствует возвратившийся к нам товарищ Ленин!» — провозгласил Троцкий.
«Когда я вошёл, — рассказывал меньшевик Н. Суханов, — на трибуне стоял и горячо говорил незнакомый лысый и бритый человек. Но говорил он странно знакомым хрипловато-зычным голосом, с горловым оттенком и очень характерными акцентами на концах фраз... Ба! Это — Ленин. Он появился в этот день после четырёхмесячного пребывания в подземельях».
Настольная игра «Ленин идёт в Смольный» была опубликована в апрельском номере журнала «Весёлые картинки» за 1970 год к 100-летию Владимира Ильича. Она была придумана детгизовцами Эстером Паперным и Борисом Семёновым и нарисована Виктором Вильнером. К сожалению, в последний момент перед публикацией бдительные редакторы выкинули из описания игры упоминание о Ленине... остались просто «два рабочих», идущих в Смольный. Очевидно, сомнение вызвала мысль о том, что вдруг в игре Ленин не дойдёт до Зимнего?.. что же тогда?..
Опубликованное пояснение к игре гласило: «Однажды в Петрограде. Однажды осенним вечером 1917 года в Петрограде двое рабочих вышли из заводских ворот. Им надо попасть в Смольный - в штаб большевиков. Время было тревожное: Временное правительство хотело арестовать Ленина, патрули задерживали каждого, кто хотел пройти в Смольный. Посмотри на картинку и помоги рабочим пройти к Смольному так, чтобы они не встретили охранников. На Смольном развевается красный флаг».
Возможно, чуть позже, в 70-е годы, эта игра попалась на глаза юному Виктору Пелевину и вдохновила его потом на написание совершенно антиреволюционного и даже занятного своим гротескно пещерным антикоммунизмом рассказа «Хрустальный мир». Но он тоже о «путешествии неузнанного Ленина в Эммаус»...
Journal information