Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

История одной карикатуры. Скандал в коммуналке

Антикоммунисты любят проклинать «ужасы советских коммуналок». Не желая замечать, что коммуналки были большим шагом вперёд по сравнению с сырыми и тёмными подвалами, в которых ютились рабочие до революции. В общем, коммуналки — это типичный пример действия диалектического закона отрицания отрицания: то, что во времена Чернышевского казалось светлым будущим, во времена Брежнева уже выглядело тёмным прошлым.
Ну, а как смотрели на коммуналки в 20-е и 30-е годы, когда эта форма жилья была в городах едва ли не преобладающей? Довольно критически...
В 1927 году на обложке журнала «Крокодил» была опубликована карикатура художника Константина Ротова (1902-1959) «Будни общежития. Маленькие разногласия на общей кухне по поводу исчезновения одной иголки для прочистки примуса». Картинка стала без преувеличения исторической. Вот она:



Сейчас этот многофигурный, в типичном духе Ротова, рисунок покажется, возможно, не очень интересным, но тогда он поражал читателей своей жизненностью, попадал, что называется, не в бровь, а в глаз. Хотя Ротов нарисовал в своей жизни очень много карикатур, проиллюстрировал немало книг (среди которых «Приключения капитана Врунгеля», «Старик Хоттабыч», «Золотой телёнок»), но ни один из его рисунков не достиг такой степени славы и известности, как этот.
В 1934 году К. Ротов решил повторить свою самую удачную находку в новой карикатуре:


"Фауна уходящего мещанства. Недоразумение на коммунальной кухне, или широкая дискуссия о пропаже подливки. Зарисовано с натуры худ. К Ротовым, на ответственности которого и лежат детали изображаемого им события. Темой для рассказов и фельетоно служить не может, так как использовано за 17 лет революции до отказа..."

Позднее, в 1940 году, Ротов был арестован. Реальной виной художника было его давнее сотрудничество в белой антисоветской печати.
— Между прочим, в лагере, — рассказывал Константин Павлович, — я узнал, как я знаменит. Ко мне подходили товарищи по несчастью и спрашивали, не тот ли я Ротов, который нарисовал «скандал на кухне».
И через 8 лет, когда он вышел на свободу, его картинку про общую кухню ещё не забыли. Художник Юрий Черепанов вспоминал свою первую встречу с Ротовым в середине 50-х: «Неужто я увижу самого автора знаменитой карикатуры «Маленькие разногласия на общей кухне по поводу исчезновения иголки дпя прочистки примуса», — думал я, направляясь к большому угловому серому дому, что на Тверской улице».
Такая вот жизненная карикатура, запечатлевшая в своём гротескном отражении, как и соответствующие рассказы Михаила Зощенко, значительный пласт советского быта. Хорош он был или плох? Повторю: в сравнении с бытом дореволюционных времён он был огромным шагом вперёд, а по сравнению с отдельными квартирами в хрущёвских «Черёмушках» выглядел не очень привлекательно. Но ведь и сами «Черёмушки» к середине 70-х вызывали уже недовольство и критику в обществе (вспомним мультипликационную заставку к фильму «Ирония судьбы»)...

Р.S. Раз пришлось упомянуть об уголовном деле К. Ротова, то вот что писал о его подоплеке сам художник: «В 1918 году на Дону власть была захвачена белыми. Я мечтал учиться. В то время ряд крупнейших русских художников, перед которыми я преклонялся (некоторые теперь имеют большие правительственные награды), работали в Осваге. Совершенно не отдавая себе отчёта и даже не осознавая, что представляет собой это учреждение, понёс показывать свои работы... В то время большевиков я не представлял иначе как с ножом в зубах. Я искренне верил тому, что печаталось в белых газетах (других газет не было). Находясь в таком окружении, думал, что большевики могут только разрушать жизнь, а мне хотелось учиться, быть художником, работать. В то время я рисовал карикатуры на советскую власть, печатавшиеся в «Донской волне»...»
Впрочем, как верно заметил Ротов, с антисоветской печатью активно сотрудничали и другие будущие знаменитые советские художники. Например, Виктор Дени на своих карикатурах изображал Ленина в виде Иуды Искариота с 30 серебренниками от германского генштаба, Борис Ефимов, по его собственному рассказу, рисовал карикатуры на Ленина в белой киевской печати, один из отцов соцреализма Борис Иогансон и вовсе был офицером белой армии... И Ротов оказался скорее исключением, в том смысле, что ему пришлось за сотрудничество с белыми отбыть срок. В 50-е годы он был реабилитирован.


К. Ротов

Другие известные карикатуры К. Ротова:


К. Ротов. "Темпы и бабушка". Январь 1932. Рисунок к сносу храма Христа Спасителя по мотивам стихотворения Д. Бедного

Нет и помину —
Исчез неизвестно куда!
Вот это темпы, да!
Нам — радость, а старому — драма
От такого, сказать с позволения, храма,
Мусорный след.
А ведь строился столько лет!..
Нынче от этого чуда
Осталася груда
Мусору и кирпичей,
Мухомор не мозолит нам больше очей.

2827279_original.jpg
Рисунок К. Ротова. 1937 год. «Хамелеон, несомненно, обладает удивительной способностью изменять цвет... (Чарльз Д. Корниш. «Жизнь животных». Враг принимает окраску той среды, в которой он находится»


К. Ротов. "Держись, корова, из штата Айова!". "В этом году Советский Союз догонит США по валовому производству молока". 1958 год.


Карикатура на стилягу, 1958 год
Tags: Искусство, Россия, СССР, карикатура
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 10
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. Несколько листков из советского и революционного календаря (под большинством листков — статьи по темам):
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments

Posts from This Journal “Искусство” Tag