Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

День в истории. Юрий Гагарин, храм Христа и Триумфальная арка



27 декабря 1965 года первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин публично высказался по довольно щекотливой теме. Он осудил снос храма Христа Спасителя и демонтаж Триумфальной арки. Выступая на пленуме ЦК комсомола, Гагарин заявил с трибуны, согласно стенограмме (сохранилась и аудиозапись этого выступления):
«На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думая о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памяти прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». Эта речь была напечатана в сборнике выступлений на пленуме (в марте 1966 года в сборнике «Верные подвигу отцов. Материалы VIII пленума ЦК ВЛКСМ»), а в 1968 году — в книге Ю. Гагарина «Есть пламя!», в которую собрали все выступления Гагарина. Это было довольно острое и независимое заявление: ведь по поводу сноса храма Юрий Алексеевич осуждал ни много, ни мало, как решение Политбюро правящей партии, в которой он и сам состоял. Об этом выступлении первого космонавта сообщили Леониду Ильичу Брежневу, который годом ранее был избран Первым секретарём ЦК КПСС. Леонид Ильич отреагировал на известие спокойно: «Что вы на Гагарина напустились? Он русский человек, он предложил. Комсомолу объясните, что денег на храм у нас нет. Триумфальную арку поставим. Юрию Алексеевичу большой привет».
Между прочим, коллега Юрия Алексеевича космонавт Алексей Леонов справедливо указывал: «Не стоит преувеличивать и говорить, например, что Гагарин чуть ли не требовал восстановить разрушенный храм Христа Спасителя. Перед вами реальный документ, и из него видно, что Гагарин не призывал восстановить храм Христа Спасителя».
Какие же последствия имело это выступление? Как выясняется, решение о восстановлении Триумфальной арки 1812 года было принято правительством СССР ещё 10 декабря того же года, то есть более чем за 2 недели до процитированного выше выступления Гагарина. Совпадение или, быть может, первый космонавт и в других инстанциях пробивал эту идею, ещё до своего выступления с трибуны? Кстати, арка не была разрушена, её в своё время аккуратно демонтировали, обмерив и сфотографировав со всех сторон, и собираясь поставить в другом месте. Но сделано этого не было, о чём и напомнил Гагарин. Теперь её стали активно восстанавливать... Увы, открытия отреставрированной арки Гагарин уже не увидел, оно произошло в декабре 1968 года (а сам он, как известно, погиб ещё в марте того же года). Но начало её реставрации он застал.

Ещё надо заметить, что демонтаж Триумфальной арки и в 30-е годы воспринимали, по меньшей мере, неоднозначно. Что подтверждает такой вот рисунок:


Рисунок В. Козлинского. 1932 год.
«К эпидемии сносов.

— Это что за леса у Триумфальной арки?
— Кто его знает! Если районная комиссия поставила, то для сноса, а если центральная, — то для ремонта».



Восстановленная Триумфальная арка 1812 года

Но, возвращаясь к теме храма... Выступление Гагарина на пленуме имело свою предысторию. Его коллега Валентин Петров вспоминал об их совместной поездке в Загорск (ныне Сергиев Посад) в 1964 году: «В год, когда Юре исполнилось 30 лет, он спросил у меня, бывал ли я в Троице-Сергиевой Лавре. Я ответил, что бывал — и он предложил мне поехать туда снова. Мы отправились в тот же вечер, приехали в Лавру в гражданской одежде... Но Гагарина, конечно, узнали и в гражданке, к нему сразу хлынул поток народа, все просили автограф, пытались что-то спросить, дотронуться. Другого такого космонавта я не знаю: Гагарин поразительно душевно относился к людям и никогда никому не отказывал. Если вы обращаетесь к нему — неважно, стоит ли рядом первый секретарь ЦК или председатель правительства — он весь ваш.
Когда Юра увидел макет Храма Христа Спасителя, он пришёл от него в восторг, и сразу спросил: «Где же эта красота находится?» А отец-наместник ответил ему: «Юрий Алексеевич, да ведь там, где сейчас стоит бассейн “Москва”!».

Именно тогда, во второй половине 60-х, в советском обществе происходил консервативный поворот в настроениях — выруливание на «дорогу к храму», которое в полной мере сказалось в 80-е и 90-е годы. Можно ли сказать, что Гагарин тоже был его участником, раз он сделал такое заявление? Пожалуй, что да. Но надо помнить и другую сторону: что церковь в 1964-1965 годах выглядела совсем не так, как она предстаёт теперь. В то время она казалась простым пережитком старины, по безобидности чем-то средним между фольклорным ансамблем и историческим музеем. Едва ли Гагарин мог предположить, что через полвека на космическом корабле портрет Королёва отодвинут в сторонку, чтобы заменить иконами святых, станут возить в космос мощи Серафима Саровского и открывать кафедры богословия в МИФИ. И ещё менее вероятно, чтобы ему это понравилось...
Кроме того, нелишне напомнить, что полёт Юрия Алексеевича стал поводом к мощной антирелигиозной кампании, и он нисколько против этого не возражал, ни публично, ни в частных разговорах. Вот, например, характерное стихотворение В. Дыховичного и М. Слободского про полёт Гагарина:
Он летит — и в небе он не лишний,
Он не бог, не ангел, не святой,
Но он первый истинный Всевышний,
Овладевший этой высотой!..
Не молитвы, не богослуженья
Вознесли его в полёт такой, —
Организовали Вознесенье
Мы своею собственной рукой!
Ради нас и стал он Вездесущим,
Он летит в небесной вечной мгле,
Чтобы звать людей не к райским кущам,
А к мечтам и к подвигам грядущим
Ради светлой жизни на Земле!


Более того, в книге Юрия Гагарина «Дорога в космос. Записки лётчика-космонавта СССР» 1961 года говорится: «К нашему дому приходило много народу: школьники с учителями, колхозники, пришла даже группа дряхлых старушек. Их интересовало, видел ли я в небесах господа бога? Я вынужден был разочаровать их. Полёт человека в космос нанёс сокрушительный удар церковникам. В потоках писем, идущих ко мне, я с удовлетворением читал признания, в которых верующие под впечатлением достижений науки отрекались от бога, соглашались с тем, что бога нет и всё связанное с его именем — выдумка и чепуха».
А это типичные карикатуры из советской печати апреля 1961 года, связанные с полётом "Востока", по "религиозной" тематике:









Не только христианской, но и исламской религии доставалось от острого пера сатириков:



Вот так выглядит историческая истина, если брать её целиком, а не выковыривать из общей мозаики выгодные в тот или иной момент отдельные кусочки. Ну, а то, что Юрий Алексеевич мог вполне свободно с трибуны покритиковать ни много, ни мало, как выполненное решение Политбюро ЦК, тоже косвенно говорит об уровне свободы в тогдашнем советском обществе...


Некоторых богов Юрий Алексеевич, похоже, всё-таки признавал, раз сам порой принимал их обличье :)

Tags: Брежнев, Даты, История, СССР, космос, советская печать
Subscribe

Posts from This Journal “космос” Tag

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 210 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “космос” Tag