Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

День в истории. Пушкин без брюк

30 декабря 1932 года в Москве открылась выставка работ художника Петра Кончаловского (1876-1956). В молодости живописец немало эпатировал буржуазную публику, будучи участником скандально известной футуристической группы «Бубновый валет». Сумел он произвести скандал и в 1932 году, хотя, возможно, сам того не желал. Дело в том, что главного русского поэта он изобразил вот так:



Картина называлась «Пушкин в Михайловском». Поэт сидел на диване, охваченный вдохновением и скрестив по-турецки босые ноги, в одной белой рубахе. Картина моментально оказалась «гвоздём» выставки. Критики, да и многие зрители, были шокированы. Прошли те времена, когда Давид Бурлюк (тоже, кстати, бубновалетец) со товарищи призывал «бросить Пушкина с Парохода современности». Образ Александра Сергеевича к этому времени остепенился и забронзовел настолько, что изображать его можно было только с должным пиететом. А тут...
Не помог и восторженный отзыв самого Анатолия Луначарского: «Прежде всего нельзя не воздать хвалу Кончаловскому за то, что он взялся за Пушкина с самой трудной стороны… Изобразить момент творчества необычайно трудно. Но всякий другой Пушкин, не творящий, есть случайный Пушкин».
Вскоре сатирики Кукрыниксы на своём шарже изобразили с голыми ногами... самого Кончаловского.


Рисунок Кукрыниксов. 1933 год. «30-го декабря в Москве открылась выставка работ заслуженного деятеля искусств П.П. Кончаловского. Гвоздь выставки — картина, изображающая А.С. Пушкина в исподней рубашке во время процесса писания. Чтобы доказать Кончаловскому, как неприятно быть изображённым в непристойном виде, наши художники Кукрыниксы нарисовали в такой же позе и самого заслуженного деятеля. А впрочем, это всего-навсего дружеский шарж. Всё в порядке. Шлём привет уважаемому Петру Петровичу».
После этого Кончаловский написал новый вариант картины, где заботливо укрыл ноги поэта стёганым одеялом и слегка навёл порядок на его столике:



Однако и эта исправленная версия критикам не понравилась: слишком домашний, затрапезный образ поэта продолжал резать им глаза.
В сатирическом сборнике «Парад бессмертных» (М., 1934) появились стихи:
От зрителя налево — Кончаловский,
Известный тем, что написал картину,
В которой снял подштанники с поэта.
В художнике заговорила совесть,
И он решил, подштопавши белье,
Вернуть его немедленно поэту…



Шарж Бронислава Малаховского (слева). 1934. По картине Кончаловского. На самом деле шарж пародирует ещё и картину Николая Ге «Пушкин в селе Михайловском» (1875), причём Кончаловский помещён на место няни

На юбилейную выставку к столетию смерти поэта в 1937 году даже исправленная картина Кончаловского не попала, только журнал «Крокодил» мельком, как анекдот, упомянул «нашумевшую картину заслуженного деятеля искусств П. Кончаловского: Пушкин без брюк…».
Так изменялся господствующий образ поэта и отношение к нему — от «бросания с Парохода современности» к пафосным стихам Булата Окуджавы (1970):
На фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щёлкает, и птичка вылетает.
Фотограф щёлкает. Но вот что интересно:
На фоне Пушкина! И птичка вылетает...

— когда не только фривольно снять с поэта штаны, но даже и просто сняться на его фоне обычным, земным людям стало выглядеть святотатством...


Пётр Кончаловский

Tags: Даты, Искусство, История, Литература, СССР, карикатура, советская печать
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

Buy for 20 tokens
Хочу добавить от себя один комментарий. Олеся сказала, что одной из претензий к Лукашенко со стороны его противников является то, что он слишком долго является президентом... Так вот, Лукашенко можно за что-то любить, можно за что-то не любить. У меня в последнее время была масса…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments