Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

"Могила Ленина — колыбель свободы", — считал Синод РПЦ в 1924 году



Газета "Известия" от 25 января 1924 года, заявление Синода РПЦ: "Священный Синод Русской православной церкви выражает искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнёта на пути полной свободы и самоустроения. Да живёт же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетённых, за идеи всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ... Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе".

Могила-трибуна? Но вот именно это и было воплощено в виде Мавзолея. Можно сказать, по прямому совету и указанию Синода РПЦ. :)


А в словах "Могила Ленина – колыбель свободы всего человечества" трудно не угадать переиначенные строчки пасхального песнопения: "Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения. И ныне и присно и во веки веков". Как видим, они из заявления Синода РПЦ перешли и на советские плакаты.



А вот что говорил в те же дни патриарх Тихон:
"После смерти Ленина к Патриарху обратилось множество приходов и мирян с вопросом: могут ли они служить панихиду по Владимиру Ильичу? Тихон ответил: "По канонам Православной церкви возбраняется служить панихиду и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучен от церкви... Но Владимир Ильич Ленин не отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его. Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души".
Конечно, могут сказать, что всё это церковные иерархи говорили, мол, под дулом большевицкого нагана давлением богоборческой власти, неискренне. Хотя в действительности советская власть была бы в данном случае вполне равнодушна, если бы князья церкви не лезли в её дела и не высказывались по этому поводу. Но предположим на минуту. А в 1881 году? Тогда никаких аццких большевиков ещё не существовало даже в проекте, не то что у власти.
Но вот два изображения:



Изображение слева едва ли нуждается в пояснениях: это, конечно, гроб с телом основателя Советского государства Владимира Ильича Ульянова-Ленина в Мавзолее. Который разнообразные "православные активисты" и "ревнители веры" то и дело призывают закопать в землю (они это почему-то называют "похоронить", хотя Владимир Ильич был похоронен в Мавзолее ещё в 1924 году) "согласно христианским обычаям". А вот изображение справа узнают, наверное, не только лишь все. На нём – тело русского врача Николая Ивановича Пирогова (1810-1881). Оно находится в православной церкви (!), которая официально именуется "церковь-некрополь", в селе Вишня под Винницей, в застеклённом саркофаге (!), к которому желающие почтить память учёного имеют доступ (!). Между руками у Николая Ивановича лежит большой православный крест.
А Святейший Синод в своём определении одобрил такой способ похорон, «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел раба Божьего Н.И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик». Кто же, интересно, мог насиловать Синод в 1882 году одобрять подобный способ погребения, если бы он и впрямь "противоречил историческим традициям"?


Стеклянный саркофаг с телом Н. И. Пирогова в православной церкви в Виннице

Есть, конечно, и отличия: Николай Иванович лежит в гробу в мундире статского советника царской России, а Владимир Ильич — в обычном пиджаке и галстуке в горошек (первые 20 лет лежал в революционном френче, но в 40-е годы его переодели в английский костюм по моде того времени). Однако вряд ли эти отличия можно считать существенными...


Саркофаг с телом Н. И. Пирогова, снятый с другого ракурса

Кстати, и мощи святых никто вроде не собирается закапывать в землю, и даже более того: такая постановка вопроса вызовет яростный протест у тех же самых "ревнителей", поскольку в этом случае христиане лишатся возможности проводить свои литургии. (Согласно постановлению одного из Вселенских соборов, литургию можно проводить только на мощах святых, и они должны присутствовать в любой церкви, где проводится этот обряд). Но на это "ревнители" ещё могут ответить: "так то же святые!" Ну, а Николай Иванович — пока что вовсе не святой, а самый обычный человек...

P. S. В комментариях мне указали, что Синод РПЦ в тот момент состоял из обновленцев. Это верно, но есть, как видим, и отдельная точка зрения патриарха, легитимность которого вроде бы никто не подвергает сомнению...
Tags: Даты, История, Ленин, Реставрация, Россия, клерикализм, красные даты, символика и геральдика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И. Ульянова (Ленина), ещё…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments